четверг, 1 октября 2009 г.

Новые жильцы. Tylomelania, Anentoma helena, Neritina natalensis, Theodoxus fluviatilis и другие

Этот год для меня сплошной год открытий. Сначала у меня открылись глаза на креветок, потом я открыл себе широчайший спектр мхов, затем поразился многообразию апистограмм. Казалось бы мир аквариумистики, в котором уже все давно открыто, в последнее время просто блистает постоянными новинками. Чего стоят только подарки сулавсских озер!
И вот новое открытие. Улитки. Раньше всегда относился к ним либо равнодушно (ампулярии, мелании), либо с раздражение (катушки, физы). На глаза периодически попадалась информация о тиломеланиях, хеленах, маризах, но прочитав что последние -фактически газонокосилки, решил с этим семейством не заморачиваться.
Внимание мое вернулось к улиткам благодаря информации о хеленах - хищных улитках, основной пищей которых являются катушки, физы и мелании. К тому времени я испытывал (в принципе как и сейчас) жуткое засилье катушками и физами, и они меня уже порядком раздражали. Причем апистограммы особенно их количество не прорежали. И тогда я стал сильно хотеть хелен.
Хелены привлекли по следующему ряду причин:
1. Нетребовательная к внешним условиям улитка.
2. Медленно размножающаяся (1 яйцо в месяц, в случае, если есть пара, так как данная улитка не гермафродит)
3. Катушек поедает неспешно, одну в пару дней.

Таким образом я прикинул, что пяток хелен смогут держать под контролем количество катушек в моем аквариуме.  Внешне хелены очень привлекательны. раковина по форме как у меланий, но чуть меньше, около 1,5 см. в длину, темно коричневого цвета, с желтыми полосками. Интересен хобот-щуп, который улитка выставляет вперед во время охоты и поиска катушек.
Остался вопрос за малым - найти хелен. В Кишиневе, понятное дело, этот вопрос можно и не поднимать, как всегда спасает бурно развивающаяся в плане аквариумистики соседняя Украина. Поиск по украинскому аквафоруму привел к Костяну (в жизни Влад, г. Киев), у которого в прайсе оказалось кроме хелен некоторое количество интересовавших меня мхов, креветок, сайдекс, который купил для Володи Колибабы (мой местный гуру) и широкий спектр тиломеланий и неритин.
Почитав и поняв что неритины и тиломелании не представляют опасности для моего креветко-мшарника - заказал все виды, что были в прайсе Костяна. После длительной операции по организации передачи посылки из Киева в Кишинев (водители автобусов отказываются брать какую-либо живность, обломав мне получение сулавесских креветок) вчера я трепетом раскрывал полученные пакеты (спасибо большое Костяну за терпение и понимание). Всем увлеченным людям знакомо это чувство, когда к тебе в руки наконец-то попадает что-то долгожданное :) Это кайф. И вот улитки адаптируются к воде в тазике, и глаза скачут от одной к другой, и терпения нет, и на часах полночь, а в банках темень :)

Пять хелен были отправленны в большой травник  где моментально вытащив свои щупы - резво ломанулись в джунгли, на поиски пищи. Сегодня за целый день их не видел, наверное наелись до отвала, и отдыхают в тенечке. Учитывая сколько у них перспективной пищи - увижу я их не скоро...

(фотка сделана через пару дней, таки одну охотницу засек)


Тиломелании, неритины, теодоксусы - были отправлены в креветочник, так как я пока побаиваюсь держать их вместе с хеленами, даже несмотря на их размеры.

Всего у меня ползает сегодня 2 вида тиломеланий, четыре вида неритин, и один теодоксусов.

Tylomelania patriarchalis. У меня две раскраски ног - черная с желтыми антеннами, и черная с желтыми крапинками. Великолепная живородящая улитка из озер Сулавеси (а именно озеро Матано, одно из самых глубоких озер в мире). Как  все сулавеесские озера оно сильно прогревается, поэтому улитка теряет активность при температуре ниже 24 С. Оптимально 26-28С, при такой температуре улитка целый день активна. Длина панциря может быть до 10 см, у моих сантиметров 3,5-4.
Выглядит в креветочнике улитка монументально :)

Размер можно оценить по залезшей на кусок кабачка катушке и по молодым черри (кристалы предпочли держаться подальше).
Мне эта сцена напомнила кормление поросят из корыта. Прям казалось что сейчас услышу хрумканье :)
Второй вид - Tylomelania sp. Braune-Matano, улитка с более светлым панцирем и светлооливковой ногой. Улиткам необходима достаточно жесткая вода, pH не должен опускаться ниже 7-ми (в принципе в наших Кишиневских условиях это не требует никакой специальной водоподготовки). В мягкой воде у улиток начинается разрушение панциря.

Неритины у меня. как я уже отмечал, 4 типа: Зебра, Тигровая, Точечная и Рогатая.


Неритин подозревают в том, что они солоноводные, и просто терпящие пресную воду улитки. Сведений о успешном размножении я пока не нашел.  Тем, как говорится, интересней.
Ну а теодоксусы, это наши соплеменники, мелкая черная улитка с белыми пятнышками, как я понимаю - единственный зверь, который с удовольствием поедает ксенококус. Если так - то цены ему нет в базарный день! Хотя и разножается не у всех и не сходу.

В общем получаю огромное удовольствие от этих поистину медитативных животин, надеюсь что им подойдут условия, и я смогу понаблюдать живорождение у тиломеланий, охоту хелен, и прочая, прочая, прочая.

1 комментарий: